«Функциональная грамотность» – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Документы
Федеральный уровень
- Указ Президента РФ от 07 мая 2018 года № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года
- Письмо Министерства просвещения от 14.09.2021 г. №03-1510 Об организации работы по повышению функциональной грамотности
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.10.2023 № 03-1665 О проведении комплекса мероприятий по функциональной грамотности
- Письмо Министерства просвещения РФ от 28.09.2023 № 03-1553 Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. №119 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО
- Программа внеурочной деятельности Функциональная грамотность_учимся для жизни
- Каталог уроков МЭШ
- Методические материалы
- Интернет-ресурсы
Региональный уровень
- Приказ министерства образования Саратовской области от 21 сентября 2021 года №1611 Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений
- Приказ Министерства образования Саратовской области от 19.09.2023 № 1641 Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений
Мунициапальный уровень
Школьный уровень
Демоверсии
- Финансовая грамотность
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Глобальные коспетенции
- Естественно-научная грамотность
- Креативное мышление
-
Библиотека открытых уроков https://fmc.hse.ru/openlesson?ysclid=l56j4rkm6f148327990
-
Региональный центр финансовой грамотности https://soiro64.ru/regionalnyj-centr-finansovoj-gramotnosti/
*************************************************
Памятки и пособия для учащихся и родителей
Как развивать функциональную грамотность. Рекомендации для родителей